Кульминацией Масленицы и по сей день остается сжигание чучела Зимы  символ ухода зимы и наступления весны. Обрядовому сожжению предшествуют песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами, а также булочками-жаворонками.

В качестве жертвоприношения на праздник делали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за село его топили в проруби или  сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую Масленицу. Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.

Читай также: Масленица: блины на воде

Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; а также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы. В этот праздник народом издревле был заложен глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. 

Другой вариант обряда сжигания Масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер.

А вот еще один обряд сжигания чучела Масленицы, который происходил в субботу или воскресенье. Судаpыню Масленицу сажали на сани, рядом с ней ставили красивую девушку, а в сани как правило впрягались трое молодых людей и везли Масленицу по зимним улицам. За этими санями шествовал масленичный поезд состоящий из целой вереницы саней. За околицей главным образом устраивался большой костер. Давали обязательно чучелу Масленицы в руки блин, после чего Судаpыня Масленица сжигалась на костре приговаривая: “Гори, блины, гори, Масленица!“. Блинами хоронили Масленицу, принося их в жертву как символ будущего плодородия.

Читай также: Масленица: сырная неделя по дням

Ритуальное сжигание чучела Масленицы издавна тоже имело глубокий смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной в злаках. Ведь по представлению наших предков, взошедшие зерна являлись воскресшими покойниками.

В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании костров на возвышенности за селом или же, например у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Это могли быть лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, которые были предварительно собраны детьми по всей деревне, иногда их и специально для сжигания крали. Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и  связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали ее посреди костра.

Смотри, как украсить масленичный стол: