Третий день Масленицы называют Лакомка. В украинской традиции он имеет название Знобы-бабы. В этот день зятья приходили к тещам на блины, при их большом количестве прокормить всех было нелегким делом.

Раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять.  Вот и приходилось теще всех “привечать и угощать“, да так, чтобы ни один в обиде не остался.

Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: “Хоть с себя все заложи, но Масленицу проводи!“. Бывало, что в этот день в деревнях устраивались девичьи съезды: молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни.

А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.

Читай также: Масленица: история и традиции праздника

Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, “сколько раз собака хвостом махнет“. Кроме зятя, теща приглашала и других гостей.

В масленичную cреду-лакомку начинался пир на весь мир. В домах угощались и угощали блинами и прочими яствами. “Что есть в печи – на стол мечи!“ – поговорка как раз о масленичных днях.

Кроме блинов готовили лепешки, ватрушки, яичницы, кисели (клюквенный и овсяный. Готовили также сырницу – творог с маслом, переложенные слоями. В деревнях, как правило, варили пиво. Причем варила его не каждая семья по-отдельности, а все вместе – в складчину.

В городах на улицах, в балаганах, торговых палатках или просто у разносчиков, продавался сбитень, чай, медовые пряники и каленые орехи.

Смотри фото, как сервировать стол к Масленице: